Когда нужна онлайн-касса?

Дата публикации: 06.07.2018

Онлайн-кассы стали обязательны для многих почти год назад. Но вопросы о необходимости применения ККТ в тех или иных ситуациях все равно остались. Некоторые ситуации нам прояснила с Куковская Ю.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса.


Вопрос. Фирма открыла банкетный зал. Банкеты предполагается проводить примерно 10 раз в месяц. При этом компания предоставляет услуги по доставке еды, и, соответственно, у нее есть переносная касса. Может ли компания эту кассу использовать в новом банкетном зале или же ей надо покупать стационарную ККТ, привязанную к конкретному месту?

Ответ. Да, фирма может использовать переносную кассу в банкетном зале. Ведь кассу, зарегистрированную для развозной или разносной торговли, можно использовать в любом месте расчета. Важно только, чтобы в кассовом чеке был указан фактический адрес проведения расчета. Также следует отметить, что если налогоплательщик при совмещении различных сфер деятельности применяет разные системы налогообложения, то в кассовом чеке надо указать ту систему налогообложения, которая характерна (применяется) для соответствующей операции.


Вопрос. У компании есть один интернет-магазин, и она собирается открыть еще несколько точек онлайн-продаж. Можно ли ей использовать один кассовый аппарат на нескольких сайтах?

Ответ. Можно. При этом пользователю необходимо перерегистрировать ККТ и подать в налоговый орган соответствующее заявление с указанием всех сайтов интернет-магазинов в графе 060 «Место установки (применения) контрольно-кассовой техники» <1>.


Вопрос. Компания продает товары в розничном магазине. Может ли она на той же самой кассе проводить расчеты наличными или банковской картой через терминал с юрлицами и ИП? Есть ли ограничение до 100 000 руб. по таким расчетам?

Ответ. Да, одну и ту же кассу можно использовать и при розничной торговле, и при расчетах между юридическими лицами и (или) ИП. Законом N 54-ФЗ и Приказом ФНС от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@ ограничений по расчетам, превышающим 100 000 руб., не установлено.

Вместе с тем на основании Указания Банка России предельный размер расчетов наличными между организациями (предпринимателями) в рамках одного договора не должен превышать 100 000 руб. <2>. За сверхлимитные расчеты налоговый орган может оштрафовать организацию на сумму от 40 000 до 50 000 руб. а руководителя (ИП) – на сумму от 4 000 до 5 000 руб. <3>


Вопрос. ИП-резидент занимается разработкой программного обеспечения и онлайн-консультациями. Обязан ли он применять ККТ при оказании услуг физлицам-нерезидентам, если эти услуги оплачиваются в валюте? Имеет ли значение способ оплаты? Возможные варианты:

- прямой банковский перевод в валюте от физлица-нерезидента;

- с другой иностранной организацией заключен договор по приему платежей с банковских карт, выплаты происходят за вычетом комиссии;

- покупатель платит деньги иностранной бирже фрилансеров различными способами, а она, в свою очередь, отправляет валюту за вычетом комиссии.

Если чек нужен, то по какому курсу он должен быть выбит в рублях? Как определить момент расчета (когда ИП открыл почту и увидел уведомление или когда деньги пришли на расчетный счет)?

Правильно мы понимаем, что такие чеки понадобятся с 01.07.2018?

Ответ. Да, при расчете ИП должен применить ККТ в случае получения оплаты за услуги напрямую от физлица-нерезидента. Если деньги в безналичном порядке поступают от юрлица, то ККТ не используется.

При этом гражданское законодательство предусматривает, что расчеты на территории РФ производятся в рублях <4>. Если стоимость услуг установлена в иностранной валюте, то эквивалентная ей сумма в рублях определяется по официальному курсу соответствующей валюты на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон <5>.

Момент оплаты продавец всегда воспринимает однозначно: именно сведения о совершении транзакции служат для него основанием для передачи товаров, работ или услуг. При этом покупателю поступает информация о списании с его карты (блокировке на его карте) денежных средств за товары, работы, услуги. Соответственно, в этом случае момент оплаты – это момент поступления продавцу сообщения об успешной транзакции, то есть момент подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией.

В случае банковского перевода от физлица-нерезидента ИП должен применять ККТ с 01.07.2018.


Вопрос. Определение момента расчета волнует и продавцов товаров, если покупатель оплатил их посредством платежного поручения через банк. Ведь им с июля 2018 г. тоже придется пробивать чеки. Исходя из разъяснений Минфина <6> при таких расчетах применять ККТ следует с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией. То есть банк, в который обратился покупатель, должен уведомить продавца об оплате?

А если у компании (ИП) нет договорных отношений с этим банком, то она не сможет получить уведомление. Может ли продавец в этом случае определить момент расчета самостоятельно, например при поступлении выписки?

Ответ. При безналичных расчетах, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем, кассовый чек должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего после дня поступления денежных средств на расчетный счет пользователя, но не позднее момента передачи товара либо момента начала выполнения работы или оказания услуги.


Вопрос. Компании (ИП) на расчетный счет поступил ошибочно перечисленный платеж от физлица. Надо ли в этом случае при получении или возврате денег применять ККТ?

Ответ. По общим правилам, о приходе лишних денег надо сообщить в обслуживающий банк в определенные сроки <7>. В случае сообщения в банк об ошибочном перечислении платежа и его возврате применять ККТ не требуется. Если возражения в банк не поступили, то совершенные операции и остаток средств на счете считаются подтвержденными, а значит, в таком случае применение ККТ является обязательным.


Вопрос. А как быть в ситуации, когда  компания по ошибке повторно перечислила поставщику деньги на расчетный счет (оплатила дважды одну и ту же услугу)? Однако поставщик спустя какое-то время вернул часть этой суммы наличными. Нужно ли в таком случае использовать кассу? Ведь эти деньги не являются оплатой реализованных товаров, работ, услуг.

Ответ. Как и в предыдущей ситуации, поставщик должен был в течение 10 дней сообщить в банк об ошибочно полученных деньгах <7>. Если он этого не сделал, то тем самым фактически подтвердил совершенные операции и остаток средств на счете. Поэтому при возврате наличными денежных средств следует применить ККТ и выдать кассовый чек.

Учитывая изложенное, в подобных ситуациях рекомендую проводить возврат денежных средств через банк путем перечисления на расчетный счет в целях неприменения ККТ, поскольку расчеты между юрлицами и (или) ИП с использованием электронного средства платежа без его предъявления освобождаются от применения ККТ.


Вопрос. Будут ли штрафовать тех, кто не успел перейти на онлайн-кассы до 1 июля 2018 года? Ведь в июле 2017 г. был дефицит онлайн-касс, и под санкции не попали те компании (ИП), которые остались без нового оборудования по независящим от них причинам <8>.

Ответ. В настоящее время на рынке представлено достаточное количество моделей и экземпляров ККТ. Дефицита ККТ или фискальных накопителей в будущем тоже не ожидается. Поэтому при нарушении законодательства РФ о применении ККТ налоговые органы будут привлекать к административной ответственности.



Беседовала Ю.В. Капанина,
эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению


<1> п. 19 приложения N 5 к Приказу ФНС от 29.05.2017 N ММВ-7-20/484@
<2> п. 6 Указания ЦБ от 07.10.2013 N 3073-У
<3> ст. 2.4, ч. 1 ст. 4.5, ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ
<4> ст. 140, п. 1 ст. 317 ГК РФ
<5> п. 2 ст. 317 ГК РФ
<6> Письмо Минфина от 12.10.2017 N 03-01-15/66780
<7> п. 2.1 ч. III приложения к Положению ЦБ от 27.02.2017 N 579-П
<8> Письма Минфина от 07.06.2017 N 03-01-15/35588, от 14.06.2017 N 03-01-15/36887

Статья впервые опубликована в журнале «Главная книга», N 11, 2018

Задать вопрос

Ознакомиться с регламентом сервиса
"Центр консультирования и поддержки"


Спасибо! Ваша заявка принята.

* - поля, обязательные для заполнения


Телефон линии консультаций: 93-77-78

Электронная почта: hotline@ivcons.ru


Нажимая кнопку 'Отправить', я даю Компании 'НПО Консультант'
свое согласие на обработку моих персональных данных
в соответствии с Политикой конфиденциальности сайта.
Конфиденциальность персональных данных охраняется
в соответствии с законодательством РФ.

Бесплатный заказ документа

Спасибо! Ваша заявка принята.

* - поля, обязательные для заполнения


Нажимая кнопку 'Отправить', я даю Компании 'НПО Консультант'
свое согласие на обработку моих персональных данных
в соответствии с Политикой конфиденциальности сайта.
Конфиденциальность персональных данных охраняется
в соответствии с законодательством РФ.

Заказ демонстрации
КонсультантПлюс

Спасибо! Ваша заявка принята.

* - поля, обязательные для заполнения


Нажимая кнопку 'Отправить', я даю Компании 'НПО Консультант'
свое согласие на обработку моих персональных данных
в соответствии с Политикой конфиденциальности сайта.
Конфиденциальность персональных данных охраняется
в соответствии с законодательством РФ.

Заявка на подключение к ОФД

Спасибо! Ваша заявка принята.

* - поля, обязательные для заполнения


Нажимая кнопку 'Отправить', я даю Компании 'НПО Консультант'
свое согласие на обработку моих персональных данных
в соответствии с Политикой конфиденциальности сайта.
Конфиденциальность персональных данных охраняется
в соответствии с законодательством РФ.
^ Наверх