Чем рискует магазин, который не соблюдает свой режим работы?
Дата публикации: 03.03.2022
Владельцы небольших магазинчиков, в которых они зачастую сами работают и за продавца, и за кладовщика, и за уборщика, нередко грешат тем, что нарушают заявленный режим работы. Оно и понятно - то за товаром надо съездить, то в банк, то в налоговую. Приезжает такой владелец к магазину на полчаса-час позже положенного, а у дверей уже несколько недовольных клиентов. Давайте представим, какие будут последствия, если кто-то из них пожалуется в Роспотребнадзор.
По Закону о защите прав потребителей фирмы и ИП, которые работают в сфере торговли и оказания услуг населению (дальше будем называть их просто продавцами), сами себе устанавливают график работы. И они должны довести этот график до сведения посетителей. Обычно информация о часах работы вместе с названием продавца и его адресом указывается на вывеске рядом с входом в помещение. Установленный график продавец обязан соблюдать <п. 1 ст. 9, пп. 2, 3 ст. 11 Закона от 07.02.1992 N 2300-1>.
Если же продавец этого не делает, получается, что он предоставляет посетителям недостоверную информацию о режиме своей работы. А это считается правонарушением, за которое грозит предупреждение или штраф <ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ>:
-
для организаций - от 5 000 до 10 000 руб.;
-
для их руководителей или ИП - от 500 до 1 000 руб.
Штрафует за такое нарушение Роспотребнадзор, и он может это сделать в течение 1 года с момента, когда график работы был не соблюден. Если срок давности истек, привлечь к ответственности продавца уже нельзя <ч. 1 ст. 4.5, ч. 1 ст. 23.49 КоАП РФ>.
Однако о том, что магазин нарушает права потребителей и тем самым напрашивается на внеплановую проверку, Роспотребнадзор может узнать, только если клиент письменно пожалуется в ведомство. Но там станут рассматривать жалобу, только если до этого потребитель написал претензию непосредственно продавцу, а тот на нее не отреагировал должным образом <подп. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ>.
Мы не встретили ни одного судебного дела за последние несколько лет, где магазин или, к примеру, кафе оштрафовали бы за несвоевременное открытие или закрытие. Возможно, такие споры просто не доходят до суда.
Справка. Претензионный порядок для обращений граждан в Роспотребнадзор не распространяется на жалобы потребителей о нарушении продавцами санитарных норм и правил, а также технических регламентов. То есть если, например, человек купил контрафактный товар, он вправе сразу обратиться в Роспотребнадзор, не подавая претензию в магазин <Информация Роспотребнадзора "О порядке проведения проверок...">.
Как правило, проверяющие предъявляют претензии тогда, когда на торговом объекте в принципе нет вывески с фирменным названием, адресом и режимом работы либо вывеска есть, но на ней не указан график <см., например, Решение Долгопрудненского горсуда Московской области от 20.11.2019 N 2-1864/2019>. За это на первый раз обычно выносят предупреждение. А если контролеры и назначают сразу штраф, то есть шанс оспорить его через суд и заменить на предупреждение <Решение Кочубеевского райсуда Ставропольского края от 21.07.2021 N 12-41/2021>.
Еще случается, что после привлечения к ответственности продавец так и не исправился и вывеску не повесил. Тогда Роспотребнадзор может обязать его сделать это через суд <Решение Новооскольского райсуда Белгородской области от 20.04.2020 N 2-205/2020>.
Как видим, на практике ничего страшного непунктуальному магазину не грозит, кроме разве что недовольных посетителей, которые, оказавшись перед закрытыми дверями, пойдут в соседний магазин.
М. Г. Суховская, ведущий юрист
Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 03, 2022