Что нового в новой инструкции по персонифицированному учету
Дата публикации: 04.09.2020
Основная цель переиздания Инструкции о персонифицированном учете - приведение ее в соответствие законодательству. С момента последних изменений в прежней Инструкции в Закон N 27-ФЗ был внесен целый ряд поправок. В том числе и связанных с введением нового отчета - формы СЗВ-ТД. Кроме того, в новой Инструкции предпринята еще одна попытка заложить основу под штрафы за СЗВ-М на забытых работников.
Порядок представления, приема и учета СЗВ-ТД прописали в ПФР-инструкции
Новая Инструкция вступила в действие с 27.07.2020. В ней прописали порядок подачи, сроки приема и учета сведений о трудовой деятельности. Никаких неожиданностей. Все так же, как и с прочими ПФР-отчетами. Так, например, датой подачи СЗВ-ТД считается <1>:
- если отчет сдан на бумаге лично в отделение ПФР - дата фактического представления;
- если отчет на бумаге отправлен по почте - дата отправки по штемпелю;
- если отчет представлен в электронной форме - дата отправки по ТКС, подтвержденная оператором ЭДО или территориальным органом ПФР.
По инструкции ПФР должен проверить поданные СЗВ-ТД и внести сведения на лицевые счета работников <2>:
- в 2020 г. - в течение месяца со дня получения;
- с 01.01.2021 - в течение 3 рабочих дней со дня получения.
Выходит, что если после подачи работодателем формы СЗВ-ТД работник запросит форму СТД-ПФР ранее чем через месяц (3 дня - со следующего года), то данных о последнем кадровом мероприятии в ней может еще не быть. И это не повод для волнений.
Обоснование штрафов на забытых работников: попытка N 2
В прежней Инструкции, как следовало из названия раздела IV, говорилось только о порядке контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета <3>. В новой - речь идет еще и о контроле за полнотой и своевременностью представления <4>. Причем уточняется, что такой контроль проводится в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица, а не отчета в целом <5>.
Кроме того, в новую Инструкцию включили дополнительный абзац. Здесь прямо сказано, что если за пределами срока представления отчетности страхователь подает дополняющую форму на работников, которых не было в исходном отчете, то его ожидает штраф за непредставление сведений на этих забытых застрахованных в установленный срок <6>.
Поможет ли это ПФР выигрывать в суде дела о взыскании таких штрафов? Ответ на этот вопрос в скором времени даст арбитражная практика.
Однако уже сейчас можно говорить, что предыдущая попытка обосновать правомерность штрафов за забытых работников поправками, внесенными в прежнюю Инструкцию, не увенчалась успехом.
Об этих изменениях мы писали в ГК, 2018, N 20, с. 62. Напомним, тогда в Инструкции N 766н появились положения о том, что за дополняющую форму не будет штрафа, только если она подана на того работника, сведения о котором были представлены в исходном отчете и были приняты ПФР <7>.
Суды тем не менее по-прежнему считают, что если страхователь подал дополняющую форму на забытого работника до того, как ПФР обнаружил ошибку, то штрафовать его нельзя. Ведь право страхователя на исправление отчетности предусмотрено Законом N 27-ФЗ.
И неприменение санкций стимулирует страхователей самостоятельно и своевременно устранять допущенные ошибки, что в интересах застрахованных <8>. Примечательно: арбитражные суды не принимают во внимание доводы ПФР о том, что в Инструкцию N 766н были внесены изменения, с учетом которых представление дополняющих форм СЗВ-М на забытых работников уже нельзя считать исправлением ошибки <9>.
Все это дает основания надеяться, что и положения, добавленные в новую Инструкцию, также не изменят сложившуюся арбитражную практику.
* * *
В заключение хотим обратить ваше внимание, что Законом N 27-ФЗ предусмотрен новый порядок взыскания добровольно не уплаченных штрафов в размере не более 3 000 руб. Подробнее читайте об этом на с. 45.
Е.О. Калинченко, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению
<1> пп. 32, 33 Инструкции, утв. Приказом Минтруда от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н)
<2> п. 36 Инструкции N 211н
<3> разд. IV Инструкции, утв. Приказом Минтруда от 21.12.2016 N 766н
<4> разд. IV Инструкции N 211н
<5> п. 37 Инструкции N 211н
<6> абз. 4 п. 40 Инструкции N 211н
<7> абз. 3 п. 39 Инструкции, утв. Приказом Минтруда от 21.12.2016 N 766н
<8> Определения ВС от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702
<9> см., например, Постановления АС ВСО от 18.06.2020 N Ф02-2153/2020; АС СЗО от 15.06.2020 N Ф07-6390/2020; АС ПО от 09.06.2020 N Ф06-61100/2020, от 03.06.2020 N Ф06-61178/2020; АС ЦО от 08.06.2020 N Ф10-1736/2020; АС ДВО от 28.05.2020 N Ф03-2013/2020, от 17.01.2020 N Ф03-5898/2019; АС ВВО от 20.03.2020 N Ф01-9087/2020
Статья впервые опубликована в журнале «Главная книга», N 16, 2020