Применение контрольно-кассовой техники
Дата публикации: 25.10.2024
Анна Скорова, ведущий юрист
Продолжая череду тем, связанных с занятием предпринимательской деятельностью, следует рассмотреть вопросы, касающиеся применения контрольно-кассовой техники.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим применение ККТ, является Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее также — № 54-ФЗ).
Так, п. 1 ст. 1.2 установлено, что применение ККТ обязательно для всех организаций и ИП при осуществлении ими расчетов, за исключением ряда случаев. При этом ККТ должна быть включена в реестр, который ведётся налоговыми органами.
Кто может не применять ККТ?
В пункте 2 ст. 2 № 54-ФЗ перечислены сферы деятельности, занимаясь которыми предприниматели могут производить расчеты без применения ККТ, в частности:
• продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров (доля продажи газет, журналов составляет не менее 50% товарооборота);
• продажа ценных бумаг;
• обеспечение питанием обучающихся, работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
• торговля на территориях, отведенных для осуществления торговли (розничные рынки, ярмарки и др.), за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством РФ (см. распоряжение Правительства РФ от 14.06.2017 № 698р);
• торговля в киосках мороженым, в розлив безалкогольными напитками, молоком, питьевой водой;
• торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами;
• прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
• ремонт, окраска обуви;
• изготовление, ремонт металлической галантереи и ключей;
• присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
• реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
• вспашка огородов и распиловка дров;
• услуги носильщиков на ж/д вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах и пр.;
• сдача ИП в аренду (наем) жилых помещений, а также совместно с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах, принадлежащих этому ИП на праве собственности;
• розничная продажа бахил.
Кроме того, в силу п. 2.1 названной статьи ИП, применяющие ПСН и осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные пп. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 12 – 17, 19 – 27, 29 – 31, 34 – 36, 39, 41 – 44, 49 – 52, 54, 55, 57 – 62, 64, 66 – 80 п. 2 ст. 346.43 НК РФ, могут осуществлять расчеты в рамках указанных видов деятельности (в частности, ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий; ремонт, чистка, окраска и пошив обуви; услуги в области фотографии; реконструкция или ремонт существующих жилых и нежилых зданий, а также спортивных сооружений и т.д.) без применения ККТ, при выдаче (направлении) клиенту документа, подтверждающего факт осуществления расчета, содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абз. 4—12 п. 1 ст. 4.7 цитируемого Закона (а именно: дата, время и место проведения расчётов, наименование организации или ФИО предпринимателя, признак расчета: расход, приход, возврат и т.д.).
Могут осуществлять деятельность без ККТ также:
• ИП, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в отношении доходов, облагаемых соответствующим налогом (см. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ, п.2.2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ);
• организации и ИП, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа) (п. 3, 4);
• аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах (п. 5);
• религиозные организации при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы (п. 6) и т.д.
Регистрация ККТ
Согласно п. 1 ст. 4.2 № 54-ФЗ заявление о регистрации ККТ подается организацией или ИП на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через кабинет ККТ https://kkt-online.nalog.ru/ (датой подачи заявления в электронной форме считается дата его размещения в кабинете ККТ). При регистрации ККТ в заявлении должны быть указаны следующие сведения:
• полное наименование организации или ФИО (при наличии) ИП;
• ИНН пользователя;
• адрес (при расчете в сети Интернет – адрес(-а) сайта пользователя) и место установки (применения) ККТ (при расчете с применением автоматического устройства для расчетов банковским платежным агентом (субагентом), осуществляющим свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», – адрес установки автоматического устройства для расчетов и место установки контрольно-кассовой техники, используемой в его составе);
• наименование модели ККТ;
• заводской номер экземпляра модели ККТ;
• наименование модели фискального накопителя;
• заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
• номер автоматического устройства для расчетов (в случае применения ККТ в составе автоматического устройства для расчетов);
• сведения о применении регистрируемой ККТ (в зависимости от условий использования в дальнейшем).
Уполномоченный орган вправе определять дополнительные сведения, которые необходимо указывать в заявлении.
При регистрации ККТ пользователь записывает в фискальный накопитель, полученный от налогового органа, не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи заявления о регистрации, регистрационный номер ККТ, полное наименование организации-пользователя или ФИО индивидуального предпринимателя–пользователя, сведения о ККТ, в т.ч. о фискальном накопителе, и иные сведения, необходимые для формирования отчета о регистрации, формирует отчет о регистрации и передает в налоговый орган сведения, содержащиеся в сформированном отчете о регистрации на бумажном носителе, через кабинет ККТ либо через оператора фискальных данных в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от налогового органа регистрационного номера.
Представленные пользователем в заявлении сведения вносятся налоговым органом в журнал учета и карточку регистрации ККТ.
При регистрации ККТ налоговым органом осуществляются аутентификация пользователя и фискального накопителя, используемого в ККТ, и проверка достоверности вносимых сведений и сформированного фискального признака, на основании которых пользователю предоставляется карточка регистрации ККТ.
Ответственность за нарушение законодательства о применении ККТ
За неприменение ККТ ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10000 руб.; на юридических лиц – от 3/4 до 1 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 30000 руб.
Под неприменением ККТ следует понимать ее фактическое неиспользование (в т.ч. по причине его отсутствия) (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16).
За повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 цитируемой статьи, в случае если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составила, в т.ч. в совокупности, 1000000 руб. и более, -– установлена ответственность в отношении должностных лиц в виде дисквалификации на срок от 1 года до 2 лет; в отношении ИП и юридических лиц в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
На практике возникали вопросы относительно поломки ККТ и нахождения её в ремонте. В письмах от 07.12.2017 № ЕД-4-20/24899, от 23.03.2021 № АБ-4-20/3755@ ФНС России разъяснила, что в таком случае предприниматель может вести расчёты без её применения, однако после починки аппарата необходимо сформировать кассовый чек коррекции по каждой произведенной хозяйственной операции. Чтобы исключить привлечение к административной ответственности, следует сообщить в налоговый орган подробную информацию о произведенной корректировке расчетов, в т.ч. реквизиты указанных чеков коррекции.
Часть 4 ст. 14.5 КоАП РФ вводит ответственность за применение ККТ, несоответствующей установленным требованиям, либо ее применение с нарушением установленных законодательством РФ порядка регистрации, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1500 до 3000 руб.; на юридических лиц — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 5000 до 10000 руб.
Так, использование организацией на момент приема наличных денежных средств за оказанную услугу ККТ с незарегистрированным в налоговых органах в установленном порядке фискальным накопителем квалифицируется как нарушение по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ, а не по ч. 2 (см. Определение ВС РФ от 31.10.2022 № 305-ЭС22-12867, п. 9 Письма ФНС России от 21.02.2023 № БВ-4-7/210).
По части 4 указанной статьи также квалифицируется несоответствие наименования товара в кассовом чеке проданному товару (см. Постановление 17 ААС от 04.03.2022 № 17АП-1202/22, п. 1 Письма ФНС России от 18.04.2022 № АБ-4-20/4695@).
Согласно ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ непредставление информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством РФ о применении ККТ, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1500 до 3000 руб.; на юридических лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10000 руб.
Также ч. 6 названной статьи установлена ответственность за ненаправление при применении ККТ покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередачу указанных документов на бумажном носителе покупателю по его требованию в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 2000 рублей; на юридических лиц – предупреждения или наложения административного штрафа в размере 10000 руб.
Приведем пример из судебной практики. Между организацией и налоговой инспекцией возник спор относительно квалификации деяния: покупателю не был выдан кассовый чек, за это инспекция вынесла постановление о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. С такой позицией не согласились суды, указав возможность квалификации либо по ч. 4, либо по ч. 6 (см. Постановление АС Центрального округа от 27.12.2022 по делу № А83-3333/2022). Полагаем, что здесь должна быть применена часть 6.
Стоит отметить, что в силу сложившейся судебной практики административная ответственность наступает за применение каждой ККТ, используемой с нарушением установленных законодательством РФ порядка, условий ее регистрации и применения (см. Постановление ВС РФ от 18.12.2015 № 307-АД15-12122).
Статья 14.5 КоАП РФ содержит примечание, в котором перечислены совокупность условий освобождения от ответственности:
- добровольное заявление в налоговый орган в письменной форме о совершенном нарушении или направление в налоговый орган кассового чека коррекции (бланк строгой отчетности коррекции), если налоговая в указанный момент не располагала сведениями о совершенном административном правонарушении;
- представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.
В п. 16 приложения к приказу ФНС России от 19.07.2021 № ЕД-7-20/673@ разъясняется, что такое заявление представляется в электронной форме через кабинет ККТ в срок не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем добровольного исполнения обязанности.