Реклама или не реклама в интернете: методичка ФАС в помощь
Дата публикации: 13.12.2019
Расходы на рекламу в Интернете не нормируются для целей налогообложения. А определить, какую интернет-информацию следует признавать рекламой, помогут разъяснения ФАС, направленные в сентябре территориальным подразделениям.
Критерии интернет-рекламы по Письму ФАС
ФАС еще раз подтвердила, что каких-либо особых требований к рекламе, размещенной во Всемирной сети, нет <1>. И руководствоваться надо нормами, установленными Законом о рекламе. Так, неотъемлемый признак рекламной информации, в том числе в Интернете, - ее направленность на привлечение, формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования, на его продвижение на рынке. Учитывая это, ФАС выделила интернет-информацию, которая рекламой точно являться не будет. А также определила статус рекламы в мобильных приложениях.
Ситуация 1. Информация в поисковике. Перечень гиперссылок на различные источники информации (сайты, форумы и др.), которые предлагает поисковая система, к рекламе не относится <2>.
Ведь система выдает однотипные сведения, которые не позволяют выделить отдельный товар и сформировать интерес к нему.
Исключение. Если на странице вместе с результатами поиска появляется информация, привлекающая внимание к конкретному товару, услуге, то такая информация будет рекламой. Это может быть, например, контекстная реклама в виде всплывающего баннера, текстовой информации с пометкой «реклама» или видео <3>.
Ситуация 2. Сведения на сайтах объявлений. Не является рекламой информация, размещенная в справочно-каталожных изданиях, которая содержит одинаковый набор сведений о компаниях или их товарах, услугах и сгруппирована по определенным рубрикам <4>. Эта информация носит справочно-информационный характер. Она знакомит потребителей с перечнем существующих организаций и видами деятельности, а также с перечнем предлагаемых ими товаров, услуг.
Такую информацию можно увидеть на интернет-сайтах объявлений, например на www.avito.ru, www.cian.ru и др. Сведения на этих сайтах предназначены для информирования посетителей о возможностях и условиях приобретения товаров или услуг, а не для поддержания интереса к конкретной компании и ее товару.
Ситуация 3. Информация на сайте продавца. ФАС не считает рекламой информацию о товарах или услугах, которую производители и продавцы размещают на своих сайтах <5>. Эти сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров и услуг и о самом продавце или производителе. Ведь сайт - это информационно-справочный ресурс.
Он создается с целью ознакомления посетителей с деятельностью компании, ее товарами и услугами. А посещение сайта - это возможность для потребителя получить необходимый объем сведений о компании, о реализуемых товарах, об акциях, чтобы сделать правильный выбор.
Исключение. Контролеры могут признать рекламой информацию на вашем сайте, которая выделяет конкретный товар из общего перечня. Например, в виде закрепленного статичного баннера, который остается на месте независимо от перехода на различные страницы сайта.
Ситуация 4. Реклама в мобильных приложениях. Сейчас многие пользуются мобильными приложениями. И разработчики приложений все чаще внедряют в них рекламу. Если пользователь получает в мобильном приложении рекламу какого-либо товара или услуги, загруженную через Интернет, то к ней применяются те же требования, что и к рекламе в Интернете <6>. ФАС подчеркнула, что на такую «мобильную» рекламу распространяются и все ограничения, связанные с рекламой товаров, запрещенных к распространению в Интернете. Например, запрет на рекламу алкоголя.
Но у приравнивания рекламы в мобильных приложениях к интернет-рекламе есть и положительный момент. Расходы на размещение в мобильных приложениях информации о товаре, услуге можно учитывать как рекламные в полном объеме <7>.
Учетные особенности интернет-рекламы
Расходы, связанные с размещением в Интернете информации рекламного характера об организации и о выпускаемой ею продукции, об оказываемых услугах, в налоговом учете можно учесть в качестве рекламных без нормирования <8>.
Если размещенная в Сети информация, например на вашем сайте, носит нерекламный характер, то такие затраты следует учесть в качестве:
- либо расходов на создание нематериального актива при переходе к организации исключительных прав на сайт (на базу данных) <9>;
- либо расходов на создание и обновление сайта (баз данных), исключительные права на который к организации не переходят (по лицензионному соглашению) <10>;
- либо прочих расходов, связанных с производством и реализацией <11>.
Когда оплата за размещение информации об организации, о выпускаемой ею продукции, об оказываемых услугах производится общей суммой, можно самостоятельно распределить затраты на рекламные и нерекламные, определив порядок в учетной политике.
В любом случае расходы признаются в налоговом учете полностью, если они экономически обоснованны, направлены на получение дохода и документально подтверждены <12>.
К какой статье расходов в налоговом учете следует отнести затраты на размещение в Интернете информации об организации, товарах и услугах, решать нужно, ориентируясь на требования налогового законодательства, а не на разъяснения ФАС. Антимонопольная служба привела критерии отнесения интернет-информации к рекламе для целей проведения контроля за недобросовестной рекламой. Но в неурегулированных или неоднозначных ситуациях методичка ФАС будет полезна и для налоговых целей.
* * *
Если информацию в Интернете признают рекламой, ее проверят на соответствие требованиям Закона о рекламе <13>. В случае выявления нарушений к ответственности могут привлечь и рекламодателя, и рекламораспространителя.
Критерием для установления рекламодателя является тот факт, что именно это лицо определило объект рекламирования и (или) содержание рекламы. А вот кто указан в договоре в качестве рекламодателя, принципиального значения не имеет. Подход к каждому конкретному случаю будет индивидуальный. Для установления рекламодателя и рекламораспространителя, например в соцсетях, ФАС может направить запрос в компанию, чья деятельность или товар рекламируются, и в адрес владельца этих социальных сетей <14>.
Чтобы найти виновного, у контролеров есть всего 1 месяц со дня возбуждения административного дела. В исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на 2 месяца <15>. За нарушение требований к рекламе виновным грозит штраф <16>. Его размер для должностных лиц составляет от 4 тыс. до 20 тыс. руб., для организаций - от 100 тыс. до 500 тыс. руб. <17>
Н.Н. Катаева, ведущий эксперт
<1> Письмо ФАС от 25.09.2019 N АК/83509/19 (п. 1) (далее - Письмо ФАС)
<2> Письмо ФАС (п. 2.1)
<3> Письмо ФАС от 28.08.2015 N АК/45828/15
<4> Письмо ФАС (п. 2.2)
<5> Письмо ФАС (п. 2.3)
<6> Письмо ФАС (п. 5)
<7> п. 4 ст. 264 НК РФ
<8> подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
<9> п. 1 ст. 256, пп. 3, 4 ст. 346.16 НК РФ
<10> подп. 26 п. 1 ст. 264, подп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ; Письма Минфина от 18.06.2019 N 03-11-11/44458, от 19.06.2019 N 03-11-11/44650
<11> подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ
<12> ст. 252 НК РФ
<13> п. 1 ст. 3, гл. 2 Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ
<14> п. 1.5 Административного регламента, утв. Приказом ФАС от 23.11.2012 N 711/12
<15> п. 27 Правил, утв. Постановлением Правительства от 17.08.2006 N 508
<16> ч. 6, 7 ст. 38 Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ
<17> ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ
Статья впервые опубликована в журнале «Главная книга», N 21, 2019